Статьи по семиотике культуры и искусства

Цель ридера - указать на включение разнообразных текстовых объектов культуры в анализ, предполагающий выход за пределы традиционного филологического подхода. Естественность обращения известных филологов к вопросам семиотики и истории культуры, философии, психологии во многом обусловлена современным состоянием гуманитарных исследований, находящихся в поле интенсивного интертекстуального взаимодействия. Филологический объект — текст — представлен в избранных для ридера статьях традиционным художественным текстом, текстом массмедиа и, много шире - текстом культурных объектов. Кроме того, филологический метод в его герменевтическом или семиотическом проявлении оказывается распространенным на области гуманитаристики в целом. Ридер снабжен введением, краткими комментариями к текстам и вопросами для самостоятельной работы студентов. В качестве примера отметим структурализм и семиотику методологическим основанием которых стала лингвистика , захвативших науку в середине века и претендующих на статус последнего универсального научного метода. В настоящее время дисциплины, по тем или иным параметрам сопредельные филологии, настолько разнообразны, что с трудом поддаются каталогизации. Так, философско-литературная герменевтика и философия языка активно обращаются к онтологическим аспектам текста. Спектр дисциплин, так или иначе включающих вопрос о процессах понимания текста и его смысле, варьируется от герменевтики до структурализма и деконструктивизма.

Иконникова С.Н. История культурологических теорий - файл 1.

О Лотмане Юрий Михайлович Лотман стал классиком при жизни. Во всяком случае, значительная часть интеллигенции, и не только научной, воспринимала его именно в таком качестве. Даже для тех, кто не был толком знаком с его идеями, само имя — Лотман — звучало многозначительно. Это имя тесно связывалось с другим — Тарту. Все это легко понять, ибо Лотману принадлежала львиная доля организаторской работы, в которой он проявил себя так же энергично, как и в собственно научном творчестве.

Некоторая эзотеричность тартуских встреч и языка, на котором говорили их участники, обусловлена несколькими причинами.

Работа по теме: Лотман Семиосфера. Глава: Ю.М.Лотман. ВУЗ: РГУ. О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры.

Она невещественна и поэтому — в идеях феодального общества — более ценна, являясь атрибутом того, кто уже не нуждается в материальных знаках, так как стоит на высшей ступени. В частности, поэтому славу можно принять от потомков, далеких народов, купить ценой смерти, честь — лишь от современников. Переводчик настойчиво подчеркивает иерархичность отношений власти и чести: Следует не упускать из виду, что там, где мы видим синонимы, поэтическую тавтологию, средневековый читатель улавливал тонко построенную иерархическую лестницу совсем не однозначных понятий.

Речь Ирода, смысл которой состоит в том, что он передает сыновьям не власть, а выгоды от власти, в русском тексте звучит так: Показательно, что, хотя слава — атрибут лишь одной — высшей — ступени феодальной иерархии связь ее с суперлативом социального положения подчеркнута формулой: Слава есть воздаяние за ту степень рыцарственности поведения, которая соответствует наиболее высоким и жестким нормам, действующим на высшей иерархической ступени.

На этой ступени, с ее предельной семиотичностью, средства уже полностью отделены от целей и становятся сами себе целями. Так, для того чтобы добыть честь, необходимо победить, ибо честь неотделима от захвата трофеев. Слава безразлична к результатам — ее феодал может завоевать и в победе, и в поражении, если он реализует при этом высшие нормы рыцарского поведения. Якобсон с основанием относит к местам, испорченным позднейшей переработкой, и предлагает читать: Игорь из захваченной добычи берет себе лишь предметы, являющиеся знаками победы и самостоятельной материальной ценности почти не имеющие: Однако и здесь перед нами совсем не та откровенная жажда добычи, которой руководствовались еще не знающие сложной рыцарской этики дружинники Игоря, простодушно говорившие:

Читать О природе искусства Наука и искусство — это как бы два глаза человеческой культуры. Именно их различие и равноправие создают объемность нашего знания. Искусство нельзя отнести к области забав или же наглядных иллюстраций к высоким моральным идеям. Искусство — форма мышления, без которого человеческого сознания не существует, как не существует сознания с одним полушарием. Казалось, что наука занимается тем, что повторяемо и закономерно. Это был один из основных принципов науки.

«О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры». С психологической точки зрения сфера ограничений, накладываемых на.

Мир искусств Книга Ю. Лотмана , выдающегося филолога и культуролога, основателя Тартуско-московской семиотической школы, включает статьи, в которых иллюстрируется концепция культуры как текста, принесшая ученому всемирную известность. Конкретные объекты, такие как искусство, общество, индивидуальное и коллективное поведение рассматриваются здесь как тексты, действующие внутри сложного семиотического организма - культуры.

«Междисциплинарное индивидуальное гуманитарное образование» Ростов-на-Дону

, ; . : .

Культура как субъект и сама-себе объект. О семиотике понятий"стыд" и" страх" в механизме культуры. Память в культурологическом освещении.

С работал в Эстонии. Проблемы истории, теории литературы и культуры исследует в широком историко-философском и историко-бытовом контексте в том числе с точки зрения семиотики. При анализе поэтических систем обращался к структурному методу. Цикл телепередач"Беседы о русской культуре". После окончания ЛГУ с х гг. Профессор Тартуского университета с , академик АН Эстонии Проблемы истории, теории литературы и культуры"Статьи по типологии культуры", вып.

Пушкине , , Н. Карамзине и др. Формы литературно-бытового и общественного поведения русского дворянства - в книге"Беседы о русской культуре"

Ю. Лотман."Избранные статьи" / Ю.М.Лотман ТОМ Статьи по семиотике / ЧастьСтатьи по семиотике культуры и искусства (2)

Юрий Михайлович Лотман Статьи по семиотике культуры и искусства С. О Лотмане Юрий Михайлович Лотман стал классиком при жизни. Во всяком случае, значительная часть интеллигенции, и не только научной, воспринимала его именно в таком качестве. Даже для тех, кто не был толком знаком с его идеями, само имя — Лотман — звучало многозначительно.

Его лекции по истории литературы и культуры собирали сотни слушателей. Михаил Лотман - профессор семиотики и литературоведения, Однако страх – принудительный, внешний запрет, а стыд - это.

В этнографии и социологии после работ Леви-Строса утвердилось определение культуры как системы дополнительных ограничений, накладываемых на естественное поведение человека. Так, например, половое влечение как потребность принадлежит природе, но после того, как оно подчиняется дополнительным запретам запреты на родство, место и время, по принципу наличия — отсутствия церковной или юридической санкции и пр.

С психологической точки зрения, сфера ограничений, накладываемых на поведение типом культуры, может быть разделена на две области: В определенном смысле это может быть сведено к тривиальному различию юридических и моральных норм поведения. Однако такое отождествление объясняет далеко не все. Именно в этой области классовые характеристики культуры проявляются особенно резко: Однако и крестьянский мир внутри себя организуется стыдом. По отношению к барину допустимы действия, которые внутри крестьянского мира считаются стыдными.

Описания, основанные на выделении норм, нарушение которых в данном коллективе стыдно, и тех, выполнение которых диктуется страхом, могут стать удобной основой для типологических классификаций культур. Соотношения этих двух типов нормирования поведения человека в коллективе могут существенно варьироваться.

Оглавление:

Летней школы по вторичным моделирующим системам, 17 — 24 авг. В этнографии и социологии после работ Леви-Строса утвердилось определение культуры как системы дополнительных ограничений, накладываемых на естественное поведение человека. Так, например, половое влечение как потребность принадлежит природе, но после того, как оно подчиняется дополнительным запретам запреты на родство, место и время, по принципу наличия — отсутствия церковной или юридической санкции и пр.

С психологической точки зрения, сфера ограничений, накладываемых на поведение типом культуры, может быть разделена на две области: В определенном смысле это может быть сведено к тривиальному различию юридических и моральных норм поведения.

V. Vinogradova, G. Vinokura / Usporadal Jurij Lotman]. Praha, О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры // Там же. С. 98–

Так, например, половое влечение как потребность принадлежит природе, но после того, как оно подчиняется дополнительным запретам запреты на родство, место и время, по принципу наличия — отсутствия церковной или юридической санкции и пр. С психологической точки зрения, сфера ограничений, накладываемых на поведение типом культуры, может быть разделена на две области: В определенном смысле это может быть сведено к тривиальному различию юридических и моральных норм поведения.

Однако такое отождествление объясняет далеко не все. Однако и крестьянский мир внутри себя организуется стыдом. По отношению к барину допустимы действия, которые внутри крестьянского мира считаются стыдными. Описания, основанные на выделении норм, нарушение которых в данном коллективе стыдно, и тех, выполнение которых диктуется страхом, могут стать удобной основой для типологических классификаций культур.

Соотношения этих двух типов нормирования поведения человека в коллективе могут существенно варьироваться.

Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства

Он как бы говорил на непонятном ему языке. Оно нуждается в дополнительной интерпретации, включении в некоторый значительно менее организованный контекст. В первом случае формообразующий импульс состоит в уподоблении данной семиотической системы естественному языку, во втором — музыке. Во-вторых, следует учитывать, что между структурой текста и осмыслением этой структуры на метауровне общего культурного контекста могут быть существенные расхождения.

Статьи и заметки / Ю.М. Лотман [предисл. Пеэтер Тороп, сост. Юрий Михайлович Лотман — выдающийся ученый с миро- Семиотика культуры и понятие текста О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры.

Так, например, половое влечение как потребность принадлежит природе, но после того, как оно подчиняется дополнительным запретам запреты на родство, место и время, по принципу наличия — отсутствия церковной или юридической санкции и пр. С психологической точки зрения, сфера ограничений, накладываемых на поведение типом культуры, может быть разделена на две области: В определенном смысле это может быть сведено к тривиальному различию юридических и моральных норм поведения.

Однако такое отождествление объясняет далеко не все. Однако и крестьянский мир внутри себя организуется стыдом. По отношению к барину допустимы действия, которые внутри крестьянского мира считаются стыдными. Описания, основанные на выделении норм, нарушение которых в данном коллективе стыдно, и тех, выполнение которых диктуется страхом, могут стать удобной основой для типологических классификаций культур.

Семиосфера

О семиотике понятий"стыд" и"страх" в механизме культуры Об оппозиции"честь" -"слава" в светских текстах киевского периода Еще раз о понятиях"слава" и"честь" в текстах киевского периода"Договор" и"вручение себя" как архитипические модели культуры Поэтика бытового поведения в русской культуре века Устная речь в историко-культурной перспективе К функциям устной речи в культурном быту пушкинской эпохи Ю. Лотман Статьи по семиотике культуры и искусства серия мир искусств Сост.

С Даниэля - СПб. Академический проект - с.

При раскрытии взаимосвязей между человеком и культурой З. Фрейд уделяет Лотман Ю. М. О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме.

Цель ридера - указать на включение разнообразных текстовых объектов культуры в анализ, предполагающий выход за пределы традиционного филологического подхода. Естественность обращения известных филологов к вопросам семиотики и истории культуры, философии, психологии во многом обусловлена современным состоянием гуманитарных исследований, находящихся в поле интенсивного интертекстуального взаимодействия.

Филологический объект — текст — представлен в избранных для ридера статьях традиционным художественным текстом, текстом массмедиа и, много шире - текстом культурных объектов. Кроме того, филологический метод в его герменевтическом или семиотическом проявлении оказывается распространенным на области гуманитаристики в целом. Ридер снабжен введением, краткими комментариями к текстам и вопросами для самостоятельной работы студентов.

В качестве примера отметим структурализм и семиотику методологическим основанием которых стала лингвистика , захвативших науку в середине века и претендующих на статус последнего универсального научного метода. В настоящее время дисциплины, по тем или иным параметрам сопредельные филологии, настолько разнообразны, что с трудом поддаются каталогизации.

Так, философско-литературная герменевтика и философия языка активно обращаются к онтологическим аспектам текста.

Юрий Лотман - Статьи по семиотике культуры и искусства

В первом речь идет о совпадении и наличии всех трех типов значений, и примером может быть любой из широкого круга текстов, например волшебная сказка, исполняемая в той аудитории, в которой еще живо непосредственное восприятие фольклора. Здесь наличествует определенное языковое сообщение, которое, для того чтобы стать текстом, требует определенной дополнительной выраженности, а тексту присуща некоторая, только им обслуживаемая, культурная функция. Чтобы выполнить текстовую функцию, сообщение должно деритуализоваться от прежде обязательных признаков текста.

Так, в определенные моменты например, в русской литературе после Гоголя художественный текст, для того чтобы восприниматься как искусство, должен был быть не поэзией текст с выраженными признаками отличия от нехудожественной речи , а прозой, в которой это отличие выражено нулевым показателем. Условием высокой семиотичности текста в этом случае становится выведение его из привычных норм семиотичности и внешняя десемиотизация.

Там, где функцию текста могут выполнить лишь сообщения без текстовой выраженности, ритуализованные тексты теряют способность выполнять функцию, для которой предназначены:

Они являются важнейшим, сформированным культурой внутренним механизмом, .. Лотман, Ю.М. К семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме.

В этнографии и социологии после работ Леви-Строса утвердилось определение культуры как системы дополнительных ограничений, накладываемых на естественное поведение человека. Так, например, половое влечение как потребность принадлежит природе, но после того, как оно подчиняется дополнительным запретам запреты на родство, место и время, по принципу наличия — отсутствия церковной или юридической санкции и пр.

С психологической точки зрения, сфера ограничений, накладываемых на поведение типом культуры, может быть разделена на две области: В определенном смысле это может быть сведено к тривиальному различию юридических и моральных норм поведения. Однако такое отождествление объясняет далеко не все. Именно в этой области классовые характеристики культуры проявляются особенно резко: Однако и крестьянский мир внутри себя организуется стыдом. По отношению к барину допустимы действия, которые внутри крестьянского мира считаются стыдными.

Описания, основанные на выделении норм, нарушение которых в данном коллективе стыдно, и тех, выполнение которых диктуется страхом, могут стать удобной основой для типологических классификаций культур. Соотношения этих двух типов нормирования поведения человека в коллективе могут существенно варьироваться. Однако наличие обоих и их различение, видимо, существенно необходимо для механизма культуры. Можно гипотетически выделить три этапа в их историческом соотношении: Поскольку механизм страха прекрасно известен в животном мире, а стыда является специфически человеческим, именно этот последний лег в основу регулирования первых человеческих — уже культурных — запретов.

Это были нормы реализации физиологических потребностей, — бесспорно, наиболее древний пласт в системе культурных запретов.

Семиотика искусства. 8. Барт, Лакан, Кристева.

Жизнь вне страха не просто возможна, а абсолютно достижима! Узнай как избавиться от страхов, нажми тут!